Спортивное айкидо?

Возможно или нет? Этот вопрос часто занимает умы организаторов спортивной деятельности как в нашей стране, так и за рубежом. Плюсы для развития вида спорта айкидо очевидны: спортивный азарт поднимает популярность, создаёт стимул в виде наград и гонораров, делает процесс обучения более регламентированным и управляемым. Однако с точки зрения айкидо как традиционного боевого искусства соревнования абсолютно невозможны. Почему? Постараемся ответить здесь на этот вопрос.

Почему «традиционное» боевое искусство?

Виды боевых искусств неотделимы от времени их создания и тех исторических условий, в которых велась война. Эти условия определяют виды оружия, способы нападения и защиты, численность войск, наличие лошадей, машин, авиации, артиллерии и т.п.
Следует заметить, что мы живём во времена, когда идеальным оружием является ракетный комплекс «Тополь-М». Его термоядерный блок обеспечивает подавляющее преимущество в любой войне, а искусство ведения боя сместилось в плоскость взаимных угроз в переговорах политиков. Сдерживающим фактором ядерной войны стала угроза взаимного уничтожения крупнейших стран, а заодно — и условий жизни всего человечества. Видимо, поэтому мировые войны остались в прошлом, а локальные конфликты решаются с использованием более традиционного и безопасного для окружающих огнестрельного оружия.

Впрочем, и на его применение в большинстве стран сохраняется правительственная монополия, оно задействовано только в армии и полиции, для защиты своих граждан от преступных посягательств.
Важным следствием этой монополии стало отсутствие у преступника страха встретить вооружённое сопротивление от потенциальной жертвы. Понимая, что полиция не всегда может оказаться поблизости, рядовые граждане продолжают носить ножи и интересоваться методами традиционных боевых искусств (с холодным, но без огнестрельного оружия) как отличным дополнением к главному из них – искусству стремительного бега.

Почему именно японские?

Основной целью боевых искусств является контроль агрессии противника. Технически чаще всего это включает его уничтожение или пленение. Наиболее солидный опыт такого поведения по отношению к ближнему накопился в средневековой Японии.
Этой страной нескольких веков подряд управляли военачальники (сёгуны), а для любого землевладельца одновременно вести 2-3 войны с соседними провинциями было скорее нормой, чем исключением. Боевой дух населения маленьких островов ограничивался бедностью ресурсов и тщедушным телосложением, так и не позволившим одеть самураев и крестьян-ополченцев в неуязвимые, но крайне тяжёлые европейские латы. Обычные для средневековой Японии кожаные доспехи с деревянными и лёгкими металлическими вставками позволили развиться в совершенстве стрельбе из лука, копьям всех видов, ножам и, наконец, вершине мирового холодного оружия – японскому мечу (катана). Учителя кланов обучали молодых самураев обращению с оружием с детства, и уже в 13-14 лет гордое дитё ехало воевать с таким же из соседнего клана, прибавляя к территории соседские деревни, а к закромам кланового амбара — урожай риса с их земель.
Эпоха самурайства продолжалась более 500 лет, развитие огнестрельного оружия положило ей конец только в конце 19 века. Были ограничены права и свободы самураев, запрещено ношение мечей, прекратились междоусобные войны. Тем не менее несколько десятков наиболее известных и сильных школ дзю-дзюцу сохранились и до наших дней. Их смертельно опасные техники ведения боя, не имеющие аналогов в других странах, привлекают энтузиастов по всему миру.

Боевые искусства солдат и офицеров

Стоит уточнить, что для солдата-призывника, вчерашнего крестьянина и профессионального военачальника, управляющего войсками, понятия боевых искусств различаются.

— А где Вовочка?
— Он у себя в комнате, занимается математикой.
— А где сейчас Николай Петрович?
— Он у себя на кафедре, занимается математикой.
Иногда название одно, а математика — разная…

Солдат находился тогда и там, куда его привели, между врагом и заградотрядом, и мог надеяться только на собственную силу и доблесть, здесь и сейчас. Его боевое искусство сводилось лишь к минимальным навыкам владения винтовкой со штыком, которую ему выдали накануне. Человек здесь выполнял роль части оружия. Приносил его на передовую, направлял на врага, делал выстрел, затем переходил в штыковой бой и рукопашную.

Военачальник обладал гораздо большими возможностями. Он мог выбрать местность, оценить поле боя заранее, спланировать время, подготовить провокации и ловушки, разработать обходные манёвры и пути отступления. Классические самурайские боевые искусства основаны на изучении тактики ведения боя, победе за счёт «умения, а не числа», победе с заботой о сохранении жизни и боеспособности армии.

От боевых искусств к спортивным единоборствам…

Усилиями японского правительства и отдельных энтузиастов методы обращения с некоторыми видами традиционного оружия и борьбы без него были стандартизованы и включены в официальную образовательную систему. Так были созданы искусства, сменившие в конце своего названия иероглиф «дзюцу» (техника, технология) на иероглиф «до» (путь), подчёркивающий новую цель занятий — воспитание достойного члена общества. Цель достигается через регулярные тренировки, общение и правильное позиционирование себя в коллективе, уважение к старшим и помощь младшим.

Однако освоение техник, когда-то спасавших и отбиравших множество жизней, с появлением огнестрельного оружия стало казаться слишком долгим и нерациональным. Для поддержания интереса в большинстве современных версий боевых искусств были введены соревнования по правилам, минимизирующим опасность для здоровья участников. К примеру, дзюдо, используемое в качестве физической культуры в школах Японии, запрещает не только использование оружия, но и все виды ударов, наиболее опасные захваты и т.д., максимально защищая детей от развития агрессии.

В суррогатном виде спортивных единоборств традиционные искусства завоевали высокую популярность во всём мире. Как зрелищные спортивные мероприятия они привлекают не только спортсменов, но и зрителей — болельщиков и участников тотализатора, выводя традиционные боевые искусства на новый этап коммерческого успеха.

Но что осталось в них от тезисов боевых искусств Суворова и Уэсибы?

Тезис неожиданности
В спортивных единоборствах строго определено время и место поединка, продолжительность раунда…

Это нормально для солдата, которому дали винтовку и поставили биться со вторым таким же, но немыслимо в бою в целом.
Хороший офицер-стратег продумывал удобное место для принятия боя, способы заманить туда врага — и внезапно атаковать его из засады, с фланга.

Тезис подавляющего преимущества
В какой бы форме ни проводились соревнования, они подчиняются необходимости сохранить здоровье бойца. За определённые успешные действия даются очки, количество которых определяет победителя. В единоборствах определены разрешённые и запрещенные действия, наличие одинакового оружия или его отсутствие, регламентированы весовые категории. Искусственно уравненные подобным образом шансы требуют от участников выдающейся работы над физическими кондициями, набивок, растяжек, рефлексов шаблонных действий, наработки стандартных реакций на разрешённые виды атак. Обученному проводить по несколько раундов спортсмену сложно отказаться от поединка, он готов, привык и рад принимать бой в этих практически равных и условно безопасных условиях…

Это совершенно невозможно для боя. Вооружение солдата ограничено тем, что ему выдали и что он может на себе унести. Цена поражения — жизнь, поэтому никаких запрещённых действий быть не может.
Для офицера возможности существенно шире. Он знает особенности применения всех своих подразделений, ищет максимально эффективное оружие и старается атаковать самые уязвимые места. И главное — любой стратег знает, что нет никакого смысла воевать в равных условиях: это изматывает обе стороны и делает пусть даже победителя лёгкой жертвой для третьей армии.

Сильные и слабые стороны спортивных единоборств и боевых искусств

Техники традиционных боевых искусств наиболее опасны и не могут в полной мере применяться на соревнованиях, требуют аккуратности, взаимного доверия и высокого контроля эмоций при отработке. Современными российским аналогами можно считать армейский рукопашный бой или боевое самбо. Их слабые места в том, что они всегда несут отпечаток условий ведения боя, при которых были созданы. Арсенал фактически ничем не ограничен, но подготовка универсального бойца, способного правильно оценить ситуацию и выбрать стратегию боя, требует продолжительного обучения.

Техника спортивных единоборств ограничена правилами соревнований и условием безопасности спортсменов, её никак нельзя назвать универсальной. С другой стороны, это упрощает обучение, сводя его к тщательной отработке разрешённых действий и нескольких связок, привычно используемых в поединках. Сильная сторона спортивных единоборств состоит в том, что подготовка к поединку с равным по силе противником требует формирования характера бойца, крепкого спортивного духа и способности к максимальной концентрации усилий.

И здесь, к сожалению, спортивная слава может сослужить плохую службу. В уличных условиях спортсмен, одерживавший победы на ринге, может неправильно оценить ситуацию, привычно вступить в бой — и столкнуться с отсутствием правил и законов спортивной чести. В ответ на кулак могут достать нож или использовать палку, могут отвлечь внимание и атаковать с разных сторон, сзади.

Умение комплексно оценивать ситуацию, избегать вступления в бой без крайней необходимости, без подавляющего преимущества – главное, что отличает боевые искусства  от спортивных единоборств.

А айкидо — это боевое искусство?

Отметим, что формально айкидо никогда не было боевым искусством. Так же как и дзюдо, каратэдо и т.п. «-до» искусства, оно было создано уже в 20 веке, после повсеместного распространения огнестрельного оружия, в качестве одной из форм воспитания молодёжи. Однако именно айкидо сумело избежать соревновательной участи, сохранило большой арсенал ударов, болевых воздействий, удушений, опасных технических действий. Поэтому в Японии оно обычно преподаётся не в школах, а в высших учебных заведениях. В айкидо нет запрещённых приёмов, используются обычные виды традиционного оружия, при изучении передвижений предполагается возможность множественной атаки.

Отсутствие весовых категорий требует от инструктора не только самому продемонстрировать эффективность каждой техники, но и обучить её правильному исполнению физически более слабых учеников в парах с более сильными и тяжёлыми партнёрами, готовыми сопротивляться в полную силу. Не опасаясь на следующий день встретиться в спортивном поединке, занимающиеся айкидо рассматривают все варианты контрдействий, уточняют способы исполнения и границы применимости техник, сохраняя атмосферу взаимного уважения, поддержки и понимания.

«Изучать с друзьями, применять против врагов» — основа идеологии боевых искусств, тщательно сохраняемая при занятиях айкидо. Таким образом, не будучи боевым искусством по факту своего создания, айкидо продолжает традицию обучения своего предка – самурайского дзю-дзюцу.

Позиция Фонда Айкикай

Согласно японским традициям, Морихэи Уэсиба О-Сенсей не запрещал привнесения в айкидо соревнований своим ученикам, однако выражал к этому негативное отношение и принципиально отказывался от их использования при обучении.

После его ухода семья Уэсиба, Моритэру Уэсиба Айки Досю и Фонд Айкикай продолжают придерживаться позиции отказа от соревнований, подчёркивая и разъясняя эту позицию в публичном пространстве. Поэтому хотя название «айкидо» и не защищено авторским правом, но связывать любой из видов соревнований с этим названием как минимум некорректно.

Соревновательные стили

Несмотря на негативное отношение О-Сенсея, ещё при его жизни некоторые ученики экспериментировали в области создания направлений айкидо, включающих соревнования. Подобные попытки проводились и позже, иногда они встречаются и сейчас. Действительно, соревновательная атмосфера, возможность победить, стать чемпионом города или страны даёт отличный стимул для занятий молодёжи. Символом любого вида спорта давно стали пьедестал почёта, человек с медалью и кубком в руках.

Подобно отдельным видам дзю-дзюцу, где уже имеется некоторый соревновательный опыт, состязания обычно предлагается проводить в одной из двух форм: показательные выступления и/или спарринги. В первой из них даются оценки за чистоту парного исполнения заранее определённых техник, но полностью отсутствует тезис неожиданности. Во второй оценивают эффективность действий бойца в поединке, балансируя ограничениями правил между их универсальностью и безопасностью. Эти два подхода рождены самим словосочетанием «боевое искусство» и делают акценты на одну из его составляющих. В любом из них кто-то должен признать поражение, а кто-то имеет возможность победить, что даёт почву для рождения большого количества спекуляций, мягко говоря, спорных судейских решений и всё равно не может дать полного представления об исходе реального боя.

В России: за и против

Позиция Спорткомитета
Правительство РФ проявляет свою принципиальную позицию. Представители Спорткомитета выражают её следующей фразой: «Если айкидо — это вид спорта, то должны быть соревнования. Если это —
искусство, то оно относится к Комитету по культуре». Таким образом, цель развития спорта в нашей стране – это прежде всего пьедесталы и награды, а также развитие игровой индустрии, тотализатора на результатах спортивных соревнований, официально управляемых Спорткомитетом. Очень печально, что рисковать здоровьем и жизнью современных гладиаторов оказывается важнее поддержки массовой рекреационной физической культуры, к которой, несомненно, относится и айкидо.

Впечатляющие успехи европейских спортивных и оздоровительных организаций, обратившие в начале 2000-х годов внимание на эту область жизни граждан, в нашей стране пока остаются незамеченными. К примеру, в соседней Финляндии абонемент на занятия айкидо можно получить у врача, обратившись к нему с жалобой на депрессию из-за малого количества солнца в зимний период. Под спортивные залы отданы огромные старые бомбоубежища, а инструкторы работают в них за зарплату и от имени государства. Более того, государство поддерживает регулярные семинары японских учителей самого высокого уровня, стоимость участия в которых при подобной поддержке не превышает 50 Евро. Учитывая их уровень доходов, такие семинары доступны для всех желающих.

Аккредитация по виду спорта. Что это?
Следует отметить, что роль государства в отношении каждого конкретного вида спорта в нашей стране ограничивается предоставлением Спорткомитетом аккредитации одной из общероссийских общественных организаций (федераций, союзов, …). За аккредитацию по каждому виду спорта идёт борьба, так как она даёт организации следующие эксклюзивные права: проводить соревнования всех уровней, присваивать спортивные разряды и звания КМС, МС, МСМК, ЗМС, формировать команды для участия в международных соревнованиях, аттестовать судей и т.п. Результатом деятельности организации и Спорткомитета в целом является совокупность побед и высоких мест россиян в международных соревнованиях.

Помимо аккредитованной организации, в любом виде спорта есть множество других общественных организаций (федераций, спортивных союзов разного уровня). Они проводят коммерческие турниры, семинары, сборы и ничем не ограничены в своей деятельности, кроме необходимости обращаться к аккредитованной организации для аттестации своих членов на российские разряды и звания.

Аккредитация в айкидо
Для айкидо особенно важно, что ни Спорткомитет, ни аккредитованная организация по своей воле не может вмешиваться и регламентировать деятельность организаций, не имеющих аккредитации. В отличие от соревновательных видов спорта, где аккредитованная организация фактически полностью управляет его развитием, в айкидо наличие аккредитации — это всего лишь символ близости к власти и потенциальная возможность финансовых поощрений от неё. Учитывая отсутствие международных и национальных соревнований в айкидо, для получения аккредитации одной из федераций несколько лет назад были разработаны правила соревнований, специально организованы чемпионаты Москвы и России. Помимо этого, для демонстрации поддержки регионов были проведены большие показательные выступления. Однако после получения аккредитации эти соревнования сошли на нет.

Затем аккредитация была передана Национальному совету айкидо России (НСАР), который и теперь в меру сил способствует развитию соревновательного айкидо. Впрочем, очевидно, что нашему государству просто нет дела до вида деятельности, который не может принести международных дивидендов в виде пьедесталов и медалей. А для рядовых учеников, занимающихся в клубах айкидо в России, как и во всём мире, важнее высокий дан и опыт преподавания их инструктора, проведение семинаров международного уровня, наличие прозрачных последовательных методик преподавания и подтверждённых в Японии аттестаций.

Для оправдания необходимости контролировать работу инструкторов во всей стране аккредитованная организация также иногда выдвигает тезис об опасности занятий айкидо. Но следует заметить, что действительно опасными занятия становятся как раз при попытках надеть седло на корову проводить соревнования, при которых спортивный азарт отодвигает естественные ограничения безопасности традиционных боевых искусств.

Поддержание здоровья, физической активности и творческая самореализация
К счастью, в соответствии с российским законодательством, преподавание айкидо (как и других видов спорта) не является лицензируемым видом деятельности, поэтому регулируется только внутренними правилами и нормами конкретных клубов и федераций. Это позволяет поддерживать разнообразие подходов к преподаванию айкидо, сохранение множества стилей, практикуемых организациями и отдельными учителями.

Отсутствие прямой цели занятий (победы на соревнованиях по единым правилам, привязки к непосредственному результату занятий, секундам и килограммам) позволяет им выбирать свои, промежуточные цели, связанные с поддержанием здоровья, физической активности и творческой самореализацией. А ученикам, заинтересованным в достижении этих целей — создавать целые творческие коллективы.

Это в свою очередь привлекло к самореализации через занятия айкидо множество людей старшего и даже преклонного возраста, любого пола и телосложения, чьи интересы на занятиях нашим любимым боевым искусством весьма далеки от побед на соревнованиях.

Posted by:

admin

Ближайший семинар

Попробовать заниматься

В айкидо нет соревнований, старшие помогают научиться младшим, уточняя при этом свою технику. Поэтому набор в группы идёт круглый год, и независимо от уровня подготовки, возраста и пола, вы сможете полноценно начать заниматься.

Просто выберите зал и/или инструктора и приходите на первую бесплатную тренировку!

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Контакты

Телефон +7 921 9607509
E-mail spbaikikai@inbox.ru
Веб-сайт www.spbaikikai.ru
ВКонтакте vk.com/shibumi_dojo
Facebook www.facebook.com/aikikaispb/
Санкт-Петербург, Россия
St.-Petersburg, RUSSIA

Официальное признание Фонда Ямато

Back to Top