По материалам лекции нашего учителя, Фудзиты Масатакэ Сенсея.

Айкидо и другие боевые искусства Японии

Классификация боевых искусств

Следует различать традиционные (古武道, кобудо, где «ко» — старые) и современные (現代武道, гендайбудо) боевые искусства.

В традиционных боевых искусствах Японии всегда используется понятие «техника, технология, искусство», иероглиф «дзюцу» (術). Например, это такие искусства, как дзюдзюцу (柔術), кэндзюцу (剣術), и т.д.

В противоположность этому, в современных боевых искусствах используется понятие «путь», иероглиф «до» (道).

По мнению Фудзиты Сенсея, иероглиф «до» можно интерпретировать как голову преступника, выставленную на столбе у дороги, с табличкой, поясняющей его преступление. Молодой человек, размышляя над поступками и их последствиями, учился выбирать в жизни правильный, честный и уважаемый в обществе путь. Таким образом, понятие «до» отличается от «дзюцу» наличием смысла формирования характера подрастающего поколения, воспитания достойного члена общества.

Помимо айкидо (合気道, без оружия, защита от атак с мечом, шестом, ножом, соревнования не проводятся), это такие искусства, как дзюдо (柔道, без оружия), каратэдо (空手道, без оружия, деревянное оружие), кэндо (剣道, бой на мечах), кюдо (弓道, стрельба из лука), дзёдо (杖道, бой на шестах), дзюкэндо (銃剣道, штыковой бой), а также полуритуальное сумо (相撲, без оружия) и практикуемое в Японии китайское искусство кулачного боя монастыря Шаолинь сёриндзи кэмпо (少林寺拳法, без оружия). Итого — 9 современных боевых искусств, 4 из которых неразрывно связаны с конкретным видом оружия.

Из всех современных боевых искусств только классическое айкидо не использует соревнования.

Сравнение отдельных видов традиционного оружия

Длина оружия в значительной степени определяет опасность бойца. Даже вооружённый ножом значительно опаснее безоружного, но, в свою очередь, вооружённый мечом просто не подпустит к себе вооружённого ножом. Далее идут шест и винтовка со штыком. И несмотря на то, что нагината (шест с мечом на конце) считается женским оружием, в индивидуальном поединке подготовленных бойцов с мечом и нагинатой практически всегда побеждает женщина с нагинатой. Её опасность превосходит только возможность атаковать с расстояния, поэтому вершиной боевых искусств был японский лук. Впрочем, с появлением огнестрельного оружия своё значение утратил и он.

Связь традиционных и современных боевых искусств

Поворотным моментом в истории боевых искусств Японии можно назвать 1868 год.

В средние века страна была охвачена тяжелейшими междоусобными войнами между землевладельцами, даймё. Эта эпоха завершилась 265-летним периодом правления сёгуната клана Токугава (江戸時代, Эдо-дзидай), сумевшего вернуть контроль над всей страной и в 1868 году передать полномочия правительству во главе с 14-летним Императором Мэйдзи (которого, впрочем, собирался контролировать — но это уже совсем другая история :)).

В период реставрации Мэйдзи Япония была открыта для контактов с другими странами, императорская власть создала регулярную армию из числа крестьян, обучила их владению огнестрельным оружием. Землевладельцы (даймё) перестали поддерживать клановые школы дзюдзюцу, и их количество резко сократилось — ориентировочно с 300 в середине XIX века до 30 в настоящее время. Теперь они живут на пожертвования энтузиастов. Из таких сохранившихся старых школ дзюдзюцу родились современное дзюдо, создателем которого был Кано Дзигоро Сенсей, и современное айкидо, создатель которого — Уэсиба Морихэи О-Сенсей.

Техническая основа боевых искусств

Основу всех боевых искусств Японии составляет основа, база (基本, кихон), которая состоит из 3-х элементов:

  • Стойка, поза (姿勢 — шисэй, 構え — камаэ)
    В стойке важно объединение всех частей тела, включая глаза (目付け, направление взгляда), стопы, положение центра тяжести, рук и бёдер.
    Глаза — зеркало души человека. К примеру, вор не может успокоиться, его глаза постоянно бегают, а взгляд честного человека спокоен и силён. В боевых искусствах прямой взгляд расценивается как вызов, поэтому мастера боевых искусств при поклоне стараются не смотреть прямо в глаза друг другу. В бою лучше не привлекать взгляд к какому-то конкретному месту. Обычно смотрят прямо, но охватывая периферическим зрением всего противника и пространство вокруг него.

    Стопы. В стойке в пол-оборота (半身, ханми) впереди стоящая стопа располагается прямо, а позади стоящая — под углом примерно 60 градусов к ней. Расстояние между стопами не должно быть слишком большим (устойчиво, но не мобильно) или маленьким (мобильно, но неустойчиво), норма составляет 1,5-2 стопы. При этом колено толчковой позади стоящей ноги смотрит слегка наружу, создавая надёжную опору. Колено впереди стоящей ноги проецируется вниз примерно на большой палец, не выдаваясь сильно вперед или назад.

    Центр тяжести человека располагается в нижней части живота. Он не должен быть слишком подвижен, при перемещениях желательно держать его примерно на одной горизонтальной линии, без значительных подъёмов. В целом взгляд, положение стоп и центра тяжести дают стабильность и устойчивость стойки.

    Руки располагаются перед центром и передают усилие от ног и тела. Диапазон сильных движений очень ограничен, недопустимо разбрасывать руки, или отводить их далеко от центральной линии.
    В айкидо при выполнении круговых движений легко разрушить целостность стойки. Поэтому важно следить за тем, чтобы круг состоял из последовательных переходов из стойки в стойку, своевременно восстанавливать нарушенные положения, обеспечивая стабильность тела в положении ханми.

    При выполнении техники происходит выброс силы. Диапазон поворота бёдер очень небольшой, и важно оказываться в таком положении, чтобы направление приложения силы находилось внутри этого диапазона.

    В айкидо, в отличие от единоборств, предполагается, что противников может быть много и что они могут располагаться со всех сторон. Поэтому чрезвычайно важно уметь быстро разворачиваться и менять направление стойки без потери устойчивости и возможности прикладывать силу.

  • Перемещения тела, входы (体捌き — таи сабаки)
    Опасность атаки ограничена кругом, образуемым кончиком используемого оружия или длиной конечности. Принимая атаку на себя, можно либо отступить, либо войти внутрь этого круга.

    Собственно перемещения тела технически выполняются с использованием простых (送り足, окури аси, 歩み足 аюми аси, 継ぎ足 цуги аси) и круговых (回り足 мавари аси) шагов.

    Термин «таи сабаки» не ограничен понятием смещения тела, как шаги и повороты. Исходя из значения понятия сабаки (捌き, избавиться от чего-то с выгодой, рациональное использование, манипуляция), он может быть использован только в парной работе. Предполагается, что мы не просто уходим с линии атаки, но входим навстречу, используем увлеченность противника атакой, получая возможность контратаковать его с фланга.В процессе входа необходимо повернуться боком, слиться с атакой. Входить таким образом можно с обеих сторон (снаружи или внутри стойки противника, сото или учи), вращаясь в обоих направлениях (ирими или тэнкан). Всего получается 2х2 = 4 способа таи сабаки, так и называемые: сото ирими, учи ирими, сото тэнкан и учи тэнкан. Все они начинаются и заканчиваются стойкой айкидо.

  • Техника (技 — ваза)
    Если рассмотреть технику традиционных школ дзюдзюцу без оружия, то мы увидим четыре связанных между собой раздела, приводящих к единой цели боевых искусств — возможности контроля агрессии противника, ограничению его возможности атаковать, удержанию в широком смысле слова (抑え, осаэ). К ним относятся:

    1. Удары всех типов (当身, атэми), контроль агрессии достигается за счёт разрушения тела противника. Удары могут выполняться руками, ногами, локтями, коленями, головой, …;

    2. Удушения (絞め, симэ), контроль агрессии достигается за счёт перекрытия тока воздуха или крови, приводящего к потере сознания, срыву функций отдельных органов и/или смерти противника;

    3. Болевые воздействия на суставы (関節技, кансэтсу ваза), контроль агрессии достигается за счёт изгиба сустава в неестественном направлении. Второй вариант — сгиб сустава в естественном направлении, но с амплитудой, превышающей естественную;

    4. Броски (投げ技, нагэ ваза), контроль агрессии достигается за счёт шока от падения и удара о землю, это должно сочетаться с последующим болевым удержанием. Броски могут выполняться с захватом противника руками или ногами.

    Следует избегать внешних эффектов. Восьмой дан мастера не означает, что он бросает в 8 раз дальше чем 1 дан. В целом чем свободнее падает противник, тем сложнее перейти к последующему контролю. Поэтому желательно, чтобы падения были компактны и под постоянным контролем нагэ.

    В арсенале дзюдзюцу насчитывалось порядка 3000 техник, хотя большинство из них было всего лишь незначительными видоизменениями небольшого основного набора элементов. В айкидо мы изо дня в день тренируемся так, чтобы не наносить травмы партнёру. Поэтому атэми используются только для того, чтобы задать направление выведения из равновесия, удушающие техники и техники обратных воздействий на суставы изучаются факультативно, а основными элементами техники являются броски (только с захватом руками) и болевые воздействия на суставы в направлении их естественного сгиба. Такие воздействия, а также перекаты и лёгкие падения после бросков приводят к оздоровлению и развитию физических способностей учеников в процессе занятий.

Треугольник, круг и квадрат, символы айкидо


В айкидо используют символические обозначения компонентов:

Треугольник — вход. Символизирует способность войти внутрь атаки, избегая опасности;

Круг — символ центра и правильного, кругового движения, в которое вовлекается противник;

Квадрат — символ стабильности и контроля.

Правильная последовательность действий, девиз действий в айкидо: «Входи одним шагом и вовлекай движение в круг» (入身一足、円転の理, ирими иссоку, энтен но ри). При этом с ростом уровня мастерства происходит усиление всех компонентов. Входы становятся быстрее и точнее, движения приобретают форму правильного круга, а контроли выполняются компактнее и мощнее.

Ближайший семинар

Попробовать заниматься

В айкидо нет соревнований, старшие помогают научиться младшим, уточняя при этом свою технику. Поэтому набор в группы идёт круглый год, и независимо от уровня подготовки, возраста и пола, вы сможете полноценно начать заниматься.

Просто выберите зал и/или инструктора и приходите на первую бесплатную тренировку!

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Контакты

Телефон +7 921 9607509
E-mail spbaikikai@inbox.ru
Веб-сайт www.spbaikikai.ru
ВКонтакте vk.com/shibumi_dojo
Facebook www.facebook.com/aikikaispb/
Санкт-Петербург, Россия
St.-Petersburg, RUSSIA

Официальное признание Фонда Ямато

Back to Top